— Расскажите о структуре и эволюционировании своих многоплановых бизнесов. Как правило, самые успешные компании возникают в ответ на запросы рынка. Что в вашем случае стало подобным импульсом?
— На российском рынке нас по праву можно отнести к разряду долгожителей, причем за 28 лет своего существования компания постоянно эволюционировала и каждая новая трансформация действительно становилась ответом на вызовы времени. С самого начала бизнес был инновационным, ориентированным на интеграцию сложных инжиниринговых решений в производственную деятельность российских предприятий, поэтому все этапы развития связаны с революционными преобразованиями техники и технологий.
Первая революция, с которой мы были связаны, — это появление компании Apple Computer: именно мы раньше всех заметили и оценили глобальное значение их принципиально новой операционной системы, связались с отделением во Франции и вскоре стали официальными поставщиками их продукции в нашу страну. Обстоятельства складывались в нашу пользу еще и потому, что Apple практиковала следующую модель продвижения: в каждой стране она выбирала небольшие локальные стартапы, обязательно состоящие из молодых, увлеченных своим делом людей, хорошо разбирающихся в компьютерных технологиях. Замечу, что мы взяли на вооружение этот принцип и до сих пор руководствуемся им при приеме на работу новых сотрудников. Команда «Терем» полностью отвечала этим требованиям, включая наши горящие глаза, а также то, что к тому времени мы окончательно влюбились и в Apple Computer, и в гений Стива Джобса.
Apple Computer с их революционной операционной системой стали безальтернативным вариантом для качественной обработки изображений и создания сложной верстки, поэтому они сразу же начали применяться практически всеми издательствами и типографиями. И вот грянула вторая революция: в полиграфии стали повсеместно использовать только что появившиеся устройства CtP (Computer-to-Plate), позволявшие на основе новейшей технологии изготавливать алюминиевые печатные формы, которые можно было сразу же закладывать в печатные машины. Мы тотчас взяли на вооружение это технологическое решение и начали оснащать типографии соответствующим оборудованием, что повлекло за собой следующий шаг — поставки инновационных расходных материалов.
Третья революция происходит на наших глазах: разработка и интеграция 3D-решений обусловили создание новой компании i3D — НПО «3Д-Интеграция» — для постановки и освоения новых бизнес-задач. Мы занимаемся и аддитивными технологиями, на которых основана работа 3D-принтеров, и решениями для контроля и обратного проектирования на основе 3D-сканеров. Не зря я всё время говорю о революции: новые технологические решения каждый раз выводят производство на новый уровень. Так, теперь можно изготавливать детали, которые из-за их сложности невозможно было производить традиционными способами. Более того, их можно быстро переделывать, если что-то пошло не так, внести изменения и просто перепечатать. Таким образом ускоряются и процесс разработки, и все остальные производственные цепочки.
— Философия компании основана на стремлении помогать внедрять в работу своих партнеров и клиентов самые современные и инновационные решения. Какие технологии вы задействуете для наращивания компетенций и повышения эффективности деятельности потребителей? Вообще, как вы считаете, нужно ли воспитывать потребителя?
— Это не только нужно, но и очень важно! Чем сложнее технология, чем более она революционна, тем труднее ей войти в рынок, поскольку спрос на нее еще не сформирован. Скажу больше: инновации зачастую вступают в конфронтацию с традиционным мышлением главных конструкторов и технологов, т. е. тех, кто, по идее, должны быть адептами технического прогресса. Поэтому приходится тратить массу усилий и времени, чтобы убедить людей: а) что такое в принципе возможно; б) провести тестирование технологии (или образца); в) сделать так, чтобы они захотели внедрить ее на своем производстве. Но самое главное — убедить распространять эти идеи, начиная от топ-менеджмента и заканчивая рядовыми сотрудниками.
К сожалению, это далеко не всегда удается, т. к. не секрет, что основным потребителем высоких технологий является оборонная промышленность, зажатая в тиски жестких требований гособоронзаказа и госприемки. Причем эти требования по большей части базируются на проверенных, но часто технически устаревших технологических картах и стандартах. Тем не менее именно ОПК удерживает лидерские позиции по применению высоких технологий и именно в этой области применение аддитивных решений наиболее целесообразно, эффективно и экономически оправданно. Главное, что инженерам и конструкторам нужно, — научиться думать принципиально по-другому (и не бояться этого!), чтобы суметь спрогнозировать, что некая деталь может быть выполнена аддитивным способом. Думать аддитивно означает способствовать прогрессу.
Для того чтобы лучше знать 3D-технологии, которые мы используем, и научиться самим думать аддитивно, мы перешли от демонстрации оборудования в нашем демоцентре к созданию собственного производства на базе промышленных аддитивных технологий. Наши 3D-принтеры установлены на литейном производстве около г. Владимира, в компании «Литмашдеталь». Это, по сути, первый шаг к созданию собственного завода Индустрии 4.0. Мы берем большие коммерческие заказы на изготовление песчаных форм и 3D-печать промышленных деталей. Именно такой подход глубокого погружения в технологию и позволяет нам разговаривать с клиентами — профессионалами своих отраслей на одном языке и предлагать им то, что действительно работает и что мы сами попробовали, а не то, что нарисовано на картинках в каталогах и на сайтах производителей.
К сожалению, серьезную проблему для внедрения АТ представляет дефицит подготовки кадров, поскольку специальных системных курсов по обучению 3D-специалистов еще очень и очень мало, что сильно тормозит процесс внедрения этих технологий. За последние 10 лет рост аддитивных технологий в мире неизменно составляет в среднем 30% в год. Наша страна в этом отношении сильно отстает, причем даже не столько в количественном отношении, сколько в темпах роста. Надеюсь, ситуацию удастся переломить в лучшую сторону, включая бюрократические препоны внедрению новых решений, поскольку распоряжением от 14 июля 2021 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 г.
— Расскажите об интеграции конкретных промышленных 3D-решений в практическую деятельность предприятий.
— Прежде всего, аддитивные системы должны не замещать и тем более не вытеснять, а интегрироваться с уже существующими, традиционными технологиями. К примеру, небольшие песчаные 3D-принтеры не следует внедрять в производства, где используется массовое литье. Они незаменимы на предприятиях, где есть НИОКРы, где ведется разработка новых изделий, и там, где изделия выпускают малыми сериями.
— В 2020 г. Россия добилась мирового лидерства по измерительным возможностям. Международное бюро мер и весов (BIPM) подтвердило, что российским метрологам удалось увеличить количество сличений и расширить диапазоны измерений физических величин в большинстве областей науки и техники. Каждая новая измерительная возможность повышает конкурентоспособность нашей страны по экспорту высоких технологий и оборудования. Каким образом помогают в этом направлении 3D-решения?
— В своей работе мы также уделяем большое внимание метрологии, особенно в части 3D-контроля размеров и форм деталей. С помощью специально разработанных лазерных 3D-сканеров можно контролировать точность соответствия детали, изготовленной аддитивным способом, плановым показателям. Это сертифицированное метрологическое оборудование, сопряженное с роботизированным комплексом, которое может сканировать в автоматическом режиме даже потоковые линии, что гораздо более эффективно и экономически выгодно, нежели, например, разрушающий контроль. За такими устройствами будущее, именно в этом направлении эволюционирует Индустрия 4.0.
— В последние годы много говорят и пишут об умных решениях — от умных городов до умных фабрик будущего. Что именно представляет собой цифровой завод 4.0, какие аддитивные решения используются для его функционирования?
— Цифровой завод 4.0 — это сочетание автоматизации с возможностью максимально быстро производить различного рода детали от математической модели до сборки конечного изделия. Аддитивные установки идеально подходят для решения этой задачи, причем с гораздо меньшими затратами, не говоря уже о прототипировании. Уверен, что именно такие заводы в ближайшем будущем станут драйверами экономического роста и развития России. Укомплектование регионов подобными предприятиями, соединенными в единую сеть и позволяющими осуществлять ремонт или изготовление деталей для различных отраслей, будет способствовать ускорению технологического прогресса на местах и по стране в целом. Кроме того, на их базе может происходить обучение и переподготовка кадров, вестись научная работа. Сетевые цифровые заводы особенно востребованы в отдаленных северных регионах, куда трудно доставлять готовую продукцию, но можно послать математическую модель, и она будет изготовлена на месте. На Северном морском пути такие предприятия могут составить сеть опорных точек, где будет происходить ремонт и быстрая замена оборудования, и сердцем этих заводов станут аддитивные технологии.
— Наряду с высокотехнологичными решениями вы работаете с самыми современными информационными и маркетинговыми технологиями. Расскажите о своих находках в этом направлении.
— В отличие от компаний, которые участвуют в выставках и конференциях, мы пошли по другому пути и начали сами создавать и проводить гибридные конференции и выставки по теме аддитивных технологий. Для этого мы создали отдельную компанию WEBCONF, организующую гибридные мероприятия любой сложности на собственной платформе. На этом направлении мы плотно сотрудничаем с Минпромторгом, ЦВК «Экспоцентр», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», ГК «Ростех» и другими крупными корпорациями, в том числе проводя обучающие семинары и мастер-классы.
Мы, в сущности, являемся сейчас евангелистами аддитивных технологий.
Источник: Business Excelence #10, 2021